Мария Монтессори
Об авторе метода и ключевых принципах
Мария Монтессори родилась в 1870 году и была первой женщиной в Италии, которая получила медицинский диплом. Она работала в области психиатрии, образования и антропологии. Она считает, что каждый ребенок рождается с уникальным потенциалом, который нужно выявить и раскрыть, а не в качестве "чистого листа", который мы должны заполнить. Ее основной вклад в работу тех из нас, кто занимается воспитанием и образованием детей заключается в следующем:

• Подготовка наиболее естественной и жизнеобеспечивающей среды для ребенка
• Наблюдение за ребенком, свободно существующим в этой среде
• Непрерывная адаптация окружающей среды таким образом, чтобы ребенок мог реализовать свой потенциал физически, умственно, эмоционально и духовно.
Когда учительница начинает работать в наших школах, она должна иметь веру в то, что ребенок раскроет себя через работу.
Она должна освободиться от всех предвзятых идей, касающихся уровней развития детей. Множество различных типов детей... не должны беспокоить ее... Она должна верить, что ребенок, который находится перед ней, проявит свою истинную природу, когда он найдет свою работу, ту, которая его заинтересует. Так что же учительница должна искать?

Тот или иной ребенок начнет фокусироваться. И тогда учительница станет хранителем и стражем окружающей его среды. С этого момента она должна быть увлечена только этим вместо того, чтобы отвлекаться на детскую неугомонность... Вся система должна быть продумана до мелочей — она должны быть красивой и сияющей, в отличном состоянии... Это означает, что и педагог должен соответствовать... быть аккуратным и опрятным, держаться спокойно и достойно... Поэтому первый долг учителя - следить за окружающей средой, и этот пункт имеет преимущество над всеми остальными. Влияние педагога носит косвенный характер, и если не соблюсти все это, то не будет никаких эффективных и постоянных результатов какого-либо рода - физического, интеллектуального или духовного.

Учительница в это время должен быть наиболее осторожными. Не вмешиваться значит не вмешиваться никак. Это тот случай, когда она чаще всего может сойти с тропы. Ребенку, которому до этого момента было очень трудно, наконец, концентрируется на своей работе... похвалы, помощи или даже внешнего взгляда может быть достаточно, чтобы прервать или уничтожить его деятельность. Это кажется странным, нужно сказать, но может произойти так, что ребенок просто начинает осознавать, что за ним наблюдают. Великий принцип, который приносит успех педагогу заключается в следующем: как только концентрация началась, нужно действовать так, как если бы ребенок не существовал... Обязанность педагога - только показать новые материалы, когда он понимает, что ребенок уже исчерпал все возможности материалов, используемых ранее.
— Мария Монтессори об учителе
Научным наблюдением было установлено, что образование представляет собой не то, что дается учителем; образование — это естественный процесс, который самопроизвольно осуществляется человеческой личностью и приобретается не путем восприятия слов, а собственным опытом, приобретаемым в окружающей среде. Задачей педагога является подготовить ряд видов культурной деятельности, которая бы распространялась посредством специально подготовленной среды, а затем воздерживаться от навязчивого вмешательства. Учителя могут только помочь осуществить большую работу так же как служащие помогают господину. Поступая таким образом, они будут свидетелями раскрывающейся человеческой души и восходом нового человека, который не будет жертвой событий, но будет иметь ясность видения, чтобы направлять и формировать будущее человеческого общества.
— Мария Монтессори, "Образование для нового мира"